Реставрация стола

 Знакомые попросили "отреставрировать" стол. Хотя реставрацией это было бы назвать не правильно, т.к. от прежней конструкции остались только ножки.

Оригинальный круглый стол с дизайнерской отделкой

Стол стоял на кухне в квартире, которую сдавали. От куда он взялся - ни кто не знает...зачем его нужно реставрировать тоже не совсем понятно. Ни исторической ни какой-либо еще ценности этот стол не представлял. Стол имел прямоугольное основание с круглой столешницей и дизайнерскую отделку серебрянкой. Выяснилось, что стол видимо создавался мастером на кухне где он стоял, т.к. в двери он ни каким ракурсом не проходил. Пришлось его разобрать на месте. Благо что столешница была прикручена саморезами, а в ножках клей рассохся. За две минуты стол превратился в кучу дров.

Оригинальный круглый стол с дизайнерской отделкой

Основание стола

После перемещения "дров" в мастерскую от кучи были отделены ножки, а все остальное было избавлено от кавычек и перешло в статус настоящих дров.

Ножки оказались березовыми, остальные же детали стола были из сосны. Для изготовления новых деталей была выбрана береза. Береза имеет красивую мягкую текстуру. Под маслом она переливается золотистым блеском. Многие не любят эту породу, считая ее капризным материалом. Береза склонна к растрескиванию при неправильных режимах сушки. Так же из-за склонности к свилеватости эту породу сложнее обрабатывать. Часто получаются вырывы. Но если древесина правильно высушена, то мебель из нее получается красивая, и долговечная. У нас в семье были тумбочки и комод из березы ручной работы, времен когда еще не было мебельных фабрик. Тумбочки развалились от того что их выкинули на улицу. А вот комод жив и не плохо себя чувствует не смотря на большой возраст. Так же когда я лет 10 назад, делал свой первый стол и он был именно из этой древесины. Стол служит и сегодня без нареканий. Береза относиться к безъядровым породам. Покупал из остатков, которые уже не раз перебирались до меня и доски достались с ложным ядром, которое все пошло на выброс, т.к. было очень рыхлым по сравнению со всей остальной древесиной.

Работа началась со склейки столешницы. Набирались делянки по цвету, текстуре, направлению волокон. Первоначально склеивались в щиты по 300мм шириной, что бы прошли через рейсмус. Получилось 3 щита.

Склейка частей столешницы

После калибровки по толщине эти щиты склеил в один.

Склейка столешницы

Для предупреждения коробления столешницы я вставил бруски поперек волокон на ласточкин хвост.

Фрезерование паза "Ласточкин хвост"

Фрезерование ласточкиного хвоста на поперечных брусках

Что бы паз от этих брусков не был виден с боку я изначально не доклеил по одной делянке по бокам. После того как поперечные бруски встали на место (бруски устанавливались свободно без клея).

Столешница с перечными брусками

Я уже в процессе приклейки крайних делянок столешницы вспомнил, что забыл оставить им место на размерные колебания. Пришлось поработать стамеской.

Место под размерные колебания

Столешницу обрезал в размер.

Заготовка стола

Сделал фрезером рисунок по верхним кромкам. А вот снизу полностью рисунок обогнать не удалось. Фрезер упирался подошвой в поперечные бруски.

Уперся фрезером в брусок

Пришлось взять в руки ручной инструмент и в ручную соединить разрывы. На удивление все получилось очень хорошо. Сам от себя не ожидал.

Как-будто и не упирался.

Дальше началось самое интересное. С ножек счистил старое покрытие. Прямоугольные участки прострогал на фуганке сняв по 1мм с каждой стороны. Таким образом было снято старое покрытие и подправлена геометрия ножек.

Снятие лака методом строгания

Точеный рисунок шлифовал вручную. Процесс не из быстрых. Потребовалось много времени и терпения.

Снятие лака методом шлифования

Ножки сделаны из древесины не самого лучшего качества. Сучки, часть которых выпала, старая шпаклевка, как мне показалась на основе алебастра.

Ведро шпаклевки - и дефектов как небывало.

Дефекты по мере возможностей поправил. С "завода" ножки шлифовались на станке не самым мелким зерном поперек волокон. Бумагой 80grid, я ободрал старое покрытие и поправил большие дефекты. На следующих этапах снизил зернистость до 180 и прошлифовал вдоль волокон, что бы убрать риски.

По состоянию ножек было видно что им пришлось стоять в каком-то не очень уютном месте. Внизу древесина почернела. Плюсом еще и длина оказалась разной.

Где стояли? Непонятно

Обрезал все ножки в один размер.

Так лучше

Шипы нарезал на фрезерном столе. Тут были определенные сложности. Гнезда в ножках оказались разной толщины, на разной высоте. Шипы нарезал по максимальной толщине гнезда. Далее профрезеровал канаку для того что бы на случай усыхания царг не было сквозных просветов.

Паз

Шипы двойные. Гнезда все на разном расстоянии друг от друга. Пришлось делать каждый индивидуально. Ножовка, стамеска, лобзик и рашпиль в помощь. В итоге все сошлось очень даже хорошо. Все соединения получились плотными.

Нарезание шипов
Готовое соединение

Сборку произвел на клей ПУР.

Сборка стола
Склеивание

В царгах стола сделал вырезы для поперечных брусков столешницы. Столешницу прикрепил металлическими уголками к поперечным брускам, что бы не сковывать столешницу в движениях. Царги немного декорировал деревянными рейками с простым профилем. На мой взгляд с ними стол стал смотреться на много лучше.

Ну и наконец все отшлифовал и покрыл тремя слоями алкидно-уретанового лака(яхтного). Этим лаком я часто пользуюсь. Он зарекомендовал себя как недорогое но долговечное покрытие. Мой первый стол был тоже отделан этим лаком. Покрытие выглядит достойно не смотря на то что уже прошло более 10 лет.

Вот что получилось.

Стол из березы

Стол из березы

Стол из березы

Стол из березы

На столешнице после лака делянки стали хорошо различимы. Хотя до отделки столешница выглядела практически как цельный кусок дерева.

Стол из березы

Стол из березы
Стол из березы

В любом случае лучше чем было. На мой взгляд, что с более толстыми ножками стол смотрелся бы гораздо лучше. Но это мой взгляд, а взгляды у всех разные. Может у вас свое видение. Пишите в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий